⠀
Сложно переоценить влияние эмоций на жизнь человека и их роль в формировании качества жизни. Под ним я подразумеваю возможность ощущать себя самим собой.
То, кто я есть на самом деле формируется на протяжении всей жизни под влиянием множества факторов. А вот модель проявления, предъявления себя миру и отстаивания собственной целостности формируется именно в детстве, в период дошкольного и младшего школьного возраста. Влияние на эту модель прямым образом оказывают значимые в тот момент взрослые - родители, бабушки/дедушки (чаще бабушки), воспитатели и учителя. К сожалению, редко кто из вышеперечисленных способен выдержать, вместить в себе и пропустить через себя всю гамму эмоций, испытываемых детьми в течении дня. Т.е. контейнировать их.
Эмоции выражаются открыто, ярко, искренне - чаще всего, эти самые значимые взрослые не знают, что делать с потоком детских эмоций, не понимают их, боятся их, боятся "что же подумают другие", стыдятся их и т.д. И сами, возможно, того не понимая, начинают запрещать детям проявление эмоций, а следовательно и желаний предшествующим или следующими за этими эмоциями.
Именно так, в общих чертах, можно описать, как формируется у ребенка понимание "я никому не интересен, никому не интересно, что я чувствую и хочу" или формируется страх на проявление эмоций и проявление себя. Самое неприятное, что этот опыт ребенок с собой переносит во взрослую жизнь...
Для меня эта тема сейчас важна, так как недавно, в 32 года, я открыл для себя, что свое состояние я могу понимать только на уровне - мне нравится/не нравится, мне хорошо/плохо.
Пожалуй, главное в эмоциях - умение их распознавать, деффиренцировать и вербализировать. Это и есть важнейший компонент собственной целостности. Неумение это делать характеризует эмоциональный интеллект на уровне 2-3 лет.
В момент, когда ребенок начал различать и проявлять эмоции, ему это могли всячески запрещать и ребенок не только перестал видеть необходимость, у него мог развиться страх к проявлению и безразличие к переживаниям.
Сложность работы детского психолога и любого взрослого с нераскрытыми эмоциями в том, что у ребенка сформировано крепкое недоверие к взрослому.
Собака - живое существо, лишенное оценочных суждений и предрассудков, способное просто слушать и сопереживать. Часто бывает, что собаке ребенок может рассказать и доверить больше, чем взрослому или сверстнику.
⠀
Но на практике, чаще всего, я сталкиваюсь с тем, что ребенок не может назвать эмоцию, которую он испытывает(-ал), так как с ним никто об этом никогда не говорил, он не знает, как они называются. Для этого я сделал карточки "Я злюсь", "Я расстроен" и т.д. В более сложном варианте "Я злюсь когда...", "Я радуюсь когда..." и т.д. После установления контакта в начале занятия можно установить уединенную атмосферу между ребенком и собакой, разместив их совсем недалеко друг на против друга и разложить перед ребенком эти карточки, предложив рассказать собаке что он сейчас чувствует, выбрав ту или иную карточку в соответствии. Если у ребенка возникают сложности на этапе идентификации чувств, то у вас есть возможность помочь ему вербализировать каждую из эмоций на карточке и поделиться ей.
И стоит ли говорить, что это самый прекрасный момент сказать ребенку, что его эмоции и он сам - это самое важное, что есть у него. Что все, что он чувствует - это и есть он сам, не нужно этого бояться или стесняться. А мы, взрослые, всегда поддержим и поможем это пережить. И вот после этого можно говорить об использовании метода канистерапии в работе над социальной самоидентификации детей и подростков.
А вы считаете важным работать с глубинными и скрытыми эмоциями детей? Как вы работаете с ними?