Н. стоит посередине комнаты.
Внимание. Взгляд. Примерно как широкоугольный фотоснимок, захватывает все, но не фокусируется ни на чем. Это уже пятое занятие, но индивидуальное оно с Н. в первый раз.
Он может так простоять все 30 минут. Тяжелая умственная отсталость обусловлена аномалиями коры мозга (лобно-теменных отделов), что зачастую никак не стимулирует познавательную деятельность.
Диалогов в этом рассказе не будет. Н. не говорит.
Я беру его руку, вкладываю в нее корм, зову Физзи, она подходит. Не предлагаю Н. присесть, чтобы дать корм, даю Физзи команду "голос", потом команду "ищи", команду "кругом". Больше, больше внешних стимулов!
Я исхожу из гипотезы, что у людей с УО активное внимание сильно уступает место пассивному вниманию, которое характеризуется подчинением внешним стимулам и управлением процессами, идущими "снизу вверх".
Н. закрутил головой из стороны в сторону, наблюдая за Физзи.
Есть контакт!
Я сажусь рядом с Физзи, достаю корм и кормлю ее с ладони. Это же предлагаю сделать Н., он смотрит на меня взглядом, похожим на широкоугольный фотоснимок. Я даю Физзи команду "голос". Н. улыбается, смотрит на Физзи, присаживается и кормит ее с ладони. Рука в слюнях Физзи. Я беру его вторую руку, вкладываю корм. Н. смотрит. Широкоугольный взгляд. Даю Физзи команду "голос". Н. улыбается, сам дает Физзи корм.
Есть контакт!
Физзи направилась к коробке с фасолью. Там заранее спрятан корм. Н.провожает Физзи взглядом. Не встаёт. У меня в руке скомканный пергамент, внутри тоже корм, даю комок Н. в руки. Широугольник. Подходит Физзи, даю команду "ищи", Физзи начинает отбирать у Н. пергамент. Н. пергамент не отдает, начинает разворачивать, кормит. Физзи снова бежит к коробке с фасолью, Н. встает и идёт за ней. Даю команду "голос", Н. смотрит на Физзи и сам начинает копаться в фасоли, хотя, скорее всего, не понимает для чего. Просто интерес. Процесс "снизу" пошел "вверх", "проснулось" активное внимание. Роется в фасоли, начинает находить корм и давать Физзи на ладони. Рука в слюнях. Я предложил Н. порыться другой рукой, нашел корм, покормил. Вторая рука в слюнях. Снова заулыбался.
Я исхожу из гипотезы, что для людей с УО необходимо проводить как можно больше упражнений на моторную и сенсорно-перцептивную сферы для "пробуждения" высших психических функций.
Да, скорее всего, в следующий раз мы начнем сначала, как будто этого занятия не было. Но знание того, что Н. можно "пробудить" даст возможность повторять полученный опыт.