canis_blog_

Канистерапия и самоидентификация подростков

Многим из детства знакомо назидание "Ты должен найти свое место в жизни, хорошо устроиться, добиться успеха».

Когда я об этом думаю, для меня интересен феномен данного послания. Прямой сознательный контекст всегда подразумевает примерно следующее - "я желаю тебе счастья в жизни, хочу, чтобы у тебя все всегда было, чтобы ты не испытывал голода и иной нужды, и я знаю, как это сделать, сейчас я тебе расскажу как, а ты просто следуй этому".

Звучит это по-домашнему тепло, пахнет заботой и какао с зефирками.

И когда индивид начинает искать свое место в жизни, начинается процесс и у него есть название - идентификация.

Идентификация – уподобление, отождествление с кем-либо, чем-либо. С.Мэнтгур описывал это определение и в своих трудах писал, что многие черты личности и поведенческие стереотипы, полоролевая идентичность и ценностные ориентации начинают формироваться у ребенка с раннего детства посредством механизма идентификации.

Понимаете что происходит? Этим сознательным посылом родители и учителя закладывают в ребенка свое собственное ощущение и видение, модель этого "хорошего устройства и успеха в жизни", зачастую совершенно не сверяясь с ощущениями ребенка по этому поводу и не задавая никаких вопросов.

Ребенок все принимает за чистую истину и всячески пытается эту модель воплотить, ведь именно в момент ее воплощения он получает признание, тепло и близость значимых людей. В процессе взросления количество вариантов жизненных сценариев сужается до минимума, примерно - до одного. Того, который был заложен, сформирован и многократно закреплен.

Вот только так, потому что только так я смогу устроиться в жизни. Хоть мне это может и не нравится. И в этот момент, возможно, с глубоким вздохом, мы можем найти и себя.

А что же пошло не так? Проигнорирован один важный этап. Ребенка провели от общего к частному, Шерлок Холмс бы аплодировал стоя. Но взрослый человек, живущий с такой моделью жизни будет страдать не понимая почему.

Важный этап в жизни каждого человека - самоидентификация. Мало взрослых людей, которые прошли его в детстве и юношестве. В отличии от идентификации, самоидентификация - это обретение (обнаружение) собственной идентичности, предполагающая осознание собственной целостности, понимание правильности пути от Я-сущего к Я-должному.

Это понятие, обозначающее осознание индивидом самого себя, тем, кем он является. Цель самоидентификации — занять именно свое, уникальное место в обществе, которое предполагало бы, с одной стороны, выполнение социально-одобряемых действий, а с другой — сохранение собственного стержня, исключение полного подчинения обществу, возможность раскрывать и развивать то отличное от «стандарта», чисто индивидуальное начало, благодаря вторжению которого само общество способно начать меняться.

А самое главное - это процесс ИНДУКТИВНЫЙ! От частного к общему, от индивида к обществу, индивид формирует общество вокруг себя и отношение к себе, а не наоборот.

Одним из самых интересных для меня способом и одновременно самым действенных при работе на самоидентификацию в детско-подростковой группе я считаю работу с равноценной группой собак. Объясню, как работает этот принцип.

Для начала нужно задать несколько условий. Нужна группа детей или подростков и группа собак, желательно, чтобы они все были разными, и идеально, если собак больше, чем человечьих участников. Просторное помещение и обогащенная среда (различные игрушки, снаряды, украшения, ленты, канцтовары и т.д.).

Я начинаю занятие с 5-7 минут знакомства детей друг с другом и собаками, то есть даю возможность свободного взаимодействия между участниками.

Затем ставлю детей перед выбором - «работать» с напарником или действовать в одиночку (право выбора). Потом предлагаю выбрать в компаньоны собаку, которая понравилась больше всего (тоже право выбора) и вновь 5-7 минут на свободное общение и взаимодействие.

В середине занятия дети получают задание наблюдать за тем, что происходит дальше.

А дальше происходит свободное общение собак друг с другом, как я и говорил ранее - чем больше разнообразие форм, цветов и темпераментов, тем лучше. Дети наблюдают за этим взаимодействием. 5-7 минут спустя взаимодействие останавливается и мы с детьми начинаем обсуждение.

Обсуждаем мы примерно следующие вопросы:

- Сколько разных характеров собак вы смогли разглядеть? Какие они?
- Какая собака для тебя ближе всего по духу/характеру? Что между вами общего?
- Каждый из вас может быть таким, каким хочет. Какой из этих собак бы ты хотел стать? Почему? Что тебя в ней привлекает? Это есть в тебе?
- Какая из собак тебе не понравилась? А может какую-то собаку тебе жаль?
- Может ты что-то хочешь сказать каждой из них? Что именно ты хочешь сказать?

После этого я даю задание подойти к собакам, которым хотелось что-то сказать и они говорят. И, знаете, часто говорят очень долго и еще чаще на ухо. И еще чаще случается так, что после этого задания дети выбирают совсем не тех собак, к которым подошли в начале занятия.

Я смело могу предположить, что в конце занятия выбор исходит именно из себя, он не связан ни с установками, ни с моделями, а именно нашел что-то свое или даже себя в проявлении какой-либо из собак. Это всегда очень трогательный момент.

Что интересного вы для себя нашли в описании такого группового занятия? А может кто-то сам сталкивался с проблемами самоидентификации? Или был клиентский запрос ?

Если вы психолог/педагог и живете в Москве/МО мы можем провести открытое занятие-тренинг-семинар на эту тему. Интересно? Тогда пишите в вотсап/телеграм на номер 8 916 116 15 90