Я думаю, всем известен факт, что ведущая деятельность детей до 10 лет - игра. Ее разновидностей много, остановлюсь на одной - сюжетно-ролевой.
Я считаю, что сюжетно-ролевая игра - один из лучших инструментов в работе с вышеописанными проблемами. Даниил Борисович Эльконин утверждал, что ролевая игра социальна по своему происхождению, она возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Но я могу еще добавить, что она социальна еще и по содержанию, ведь основная суть этой игры - воссоздать, прожить ту роль, которую ты выбрал или которая тебе досталась.
Основной единицей игры является роль, но она взята не отдельно от других ролей, а выстроенная как их отношение. Действуя за героя ребенок примеривает к себе образец, данный в сюжете, открывает для себя смысл деятельности и взаимодействия людей. Но что самое важное - в сюжетно-ролевой игре между детьми скаладываются и проявляются на только ролевые отношения, но и реальные. Именно во время таких игр ребенок учится общаться - проявлять себя и наблюдать проявление других, принимать, отвергать, обсуждать и т.д.
Игра, как и другие виды совместной деятельности, требует от ребенка развития и проявления определенных нравственно-волевых качеств, умений, для установления контактов со сверстниками, и только во время ролевой игры у ребенка развивается мотивационно-потребностная сфера.
И я осмелюсь заявить, что введение собаки в ролевую игру детям с серьезными проблемами в коммуникации с детьми и взрослыми (вне зависимости от причин) - одно из немногих доступных средств для восполнения пробелов в этом направлении.
Неотъемлемая часть игры - сюжет. Это сфера действительности, моделируемая детьми в процессе игры. На видео один из самых популярных сюжетов с участием собаки - посещение ветеринарного врача. Роли - животное (основной объект), владелец животного, врач, ассистент врача. Каждая роль имеет свой оперантный функционал. И каждая роль - неотъемлемая часть сюжета.
Смотрите, как дети выполняют каждый свою роль. Во второй части видео вы видите, что дети поменялись ролями. В итоге - каждый получил возможность быть во всех трёх ролях. Именно так дети учатся взаимодействовать друг с другом и переносят этот навык дальше в жизнь.
Нюансов в этом, на самом деле, много, об этом у нас будет еще возможность поговорить, но это одна из основ.
И еще замечу, что вариантов сюжетно-ролевых игр с участием собаки великое множество.
А какие вы придумывали ролевые игры с участием собаки?
И еще вопрос на внимательность - какую из ролей в этой игре не выбрал никто из детей и почему?
На видео пример одного из занятий