canis_blog_

Дружить будем?

Не сразу приходит понимание того, для чего привлекает собака в канистерапию. Да, есть понятия, которые лежат "на поверхности" - интерес к занятиям, мотивация, доверительная среда. Это все собака действительно создаёт на занятиях.

Кабинет центра.
- Л., привет! Я очень рад, что ты снова пришла к нам с Физзи на занятия! Как прошла неделя, как дела?
- Здравствуйте! Хорошо! Очень по Физзи соскучилась!

Л. привычно входит в кабинет и подбегает к Физзи. Это уже ее третье занятие. Ей 8 лет. Она тянется ко всем общаться, активна, полна идей и фантазий, и готова разделить весь этот поток со всеми.

Родителей беспокоит, что при всём своём дружелюбии у нее не получается заводить отношений с детьми в школе.

На этот раз Физзи не сидит в ожидании её, а убегает, оставляя Л. одну по середине комнаты. Выражение лица Л. меняется на обиженное. Через несколько секунд она говорит, что Физзи плохая и она тоже не будет с ней дружить, и идёт к игрушкам.

- Л. ты сейчас обиделась на Физзи. Почему?
- Она не хочет со мной играть, вот я и обиделась!
- А как ты с ней хотела поиграть?
- Я хотела её обнять, потом гладить и перетягивать с ней круглую штуку.
- А думаешь почему она убежала и не стала этого делать?
- Потому, что она меня не любит и не хочет со мной играть!
- Я понимаю, тебе это очень обидно. А так бывало раньше, например - с одноклассниками в школе?
- Да, так почти все время. Они все меня не любят. Даже две мои подруги тоже перестали со мной играть.

Думаете почему этот диалог стал возможен и состоялся? Всего навсего от того, что я не дал Физзи команду сидеть и не участвовал в процессе их приветствия. Я дал собаке спонтанно проявиться.

Один из самых важных, на мой взгляд, преимуществ канистерапии - спонтанность. Собака спонтанна. Я бы назвал, в принципе, собаку инструментом спонтанности в своих обычных проявлениях.

Все так просто и так сложно одновременно. Вы просто наблюдаете за коммуникацией ребёнка и собаки. И все максимально спонтанно, если вы не вмешиваетесь. Смотрите на реакции, на действия.

Работа в концепции "здесь и сейчас". Как ребенок строит общение, как реагирует на ответы, какие действия предпринимает "здесь и сейчас", ровно таким же образом он строит отношения вне вашего кабинета. И вот он - ваш материал для работы.

- Л., мне очень жаль, что так происходит и ты с этим столкнулась. Очень хочу тебе помочь. Разрешишь?
- Да, давайте.
- Я уверен, что если узнать, что любит Физзи, то вы найдёте много общего и сможете прекрасно проводить время вместе. Физзи тебя любит, убежала она от того, что она не хотела сейчас так играть. Ей было неприятно и немного страшно от того, что ты так резко к ней подбежала. Она вообще любит играть только после того, как с ней поздороваются и дадут вкусняшку. Давай попробуем?
- Давайте.

Подходим спокойно к Физзи, та бегает по кабинету, занимаясь своими делами.

- Оставись поближе к ней и позови ее по имени, и скажи "ко мне"!
- Физзи, ко мне!

Физзи подходит, виляя хвостом, садится напротив.

- Теперь присядь и попроси "лапу"
- Лапу!

Физзи даёт лапу. Они здороваются, Л. улыбается. Физзи ложится, задницей прижимаясь к ноге Л.

- Знаешь, что означает, что Физзи сейчас сделала?
- Нет, не знаю. А что?
- Так она показывает, что она полностью тебе доверяет и не боится.
- То есть, мы с ней друзья?
- Конечно!

Идём к моей сумке с инвентарем. Прошу Л. выбрать несколько игрушек, которыми бы она хотела поиграть с Физзи. Использую, конечно же одну хитрость - есть несколько игрушек, которые Физзи совсем не интересны и делаю так, что они попадают в эту подборку.

- Ты выбрала игрушки, в которые бы ты хотела поиграть. Что бы игра была хорошей, то тот, с кем ты хочешь играть, тоже хотел в это играть. Пойдем к Физзи и ты с ней "посовещаешься" и договоришься, во что вы будете играть.
- А как я пойму? Собаки же не умеют разговаривать!
- Я уверен, что вы сразу друг друга поймёте, вы же друзья.

Л. подходит к Физзи с четырьмя игрушками и по очереди предлагает каждую. На пулер Физзи сразу соглашается, на большой красный мяч и на набор доктора никак не реагирует (что очень ожидаемо), и с радостью соглашается на канат.

- Теперь вы можете классно вместе провести время в играх, которые вам интересны. Я думаю, что если даже с Физзи, которая не умеет говорить, вы сумели договориться, то с одноклассниками, тоже можно придумать что-то интересное для всех, а не только то, что интересно тебе. Согласна?
- Думаю, да...
- Попробуй договориться с подружками, возможно, что уже в первого раза можно будет что-то придумать. И если кто-то отказался во что-то играть, то это совсем не означает, что тебя не любят. Скорее всего, что это означает, что просто этот кто-то не хочет играть в предложенную игру или говорить на какую-то тему. Попробуешь?
- Вы правда так думаете?
- Я уверен.

Странно не давать собаке проявляться на занятии. Странно не давать ребёнку проявляться на занятиях. Чтобы произошло, если бы я как обычно дал команду Физзи "сидеть" и сам их "поздоровал" и "рулит весь процесс? Я бы дал иллюзию того, что в кабинете все прекрасно, а за стенами ее ждёт суровый мир, где Л. никто не любит и не понимает. С коммерческой точки зрения, конечно, это очень даже выгодно. Но по отношению к ребёнку и ее родителям - не честно.

Именно поэтому на "дрессированность" собаки во время тестирования я обращаю не очень много внимания. Мне главное понять как она "как собака", а остальному можно всегда научить.

Жду теперь, когда Л. придёт на занятия снова и расскажет о интересном совместном времени с подружками.