Не сразу приходит понимание того, для чего привлекает собака в канистерапию. Да, есть понятия, которые лежат "на поверхности" - интерес к занятиям, мотивация, доверительная среда. Это все собака действительно создаёт на занятиях.
Кабинет центра. - Л., привет! Я очень рад, что ты снова пришла к нам с Физзи на занятия! Как прошла неделя, как дела? - Здравствуйте! Хорошо! Очень по Физзи соскучилась!
Л. привычно входит в кабинет и подбегает к Физзи. Это уже ее третье занятие. Ей 8 лет. Она тянется ко всем общаться, активна, полна идей и фантазий, и готова разделить весь этот поток со всеми.
Родителей беспокоит, что при всём своём дружелюбии у нее не получается заводить отношений с детьми в школе.
На этот раз Физзи не сидит в ожидании её, а убегает, оставляя Л. одну по середине комнаты. Выражение лица Л. меняется на обиженное. Через несколько секунд она говорит, что Физзи плохая и она тоже не будет с ней дружить, и идёт к игрушкам.
- Л. ты сейчас обиделась на Физзи. Почему? - Она не хочет со мной играть, вот я и обиделась! - А как ты с ней хотела поиграть? - Я хотела её обнять, потом гладить и перетягивать с ней круглую штуку. - А думаешь почему она убежала и не стала этого делать? - Потому, что она меня не любит и не хочет со мной играть! - Я понимаю, тебе это очень обидно. А так бывало раньше, например - с одноклассниками в школе? - Да, так почти все время. Они все меня не любят. Даже две мои подруги тоже перестали со мной играть.
Думаете почему этот диалог стал возможен и состоялся? Всего навсего от того, что я не дал Физзи команду сидеть и не участвовал в процессе их приветствия. Я дал собаке спонтанно проявиться.
Один из самых важных, на мой взгляд, преимуществ канистерапии - спонтанность. Собака спонтанна. Я бы назвал, в принципе, собаку инструментом спонтанности в своих обычных проявлениях.
Все так просто и так сложно одновременно. Вы просто наблюдаете за коммуникацией ребёнка и собаки. И все максимально спонтанно, если вы не вмешиваетесь. Смотрите на реакции, на действия.
Работа в концепции "здесь и сейчас". Как ребенок строит общение, как реагирует на ответы, какие действия предпринимает "здесь и сейчас", ровно таким же образом он строит отношения вне вашего кабинета. И вот он - ваш материал для работы.
- Л., мне очень жаль, что так происходит и ты с этим столкнулась. Очень хочу тебе помочь. Разрешишь? - Да, давайте. - Я уверен, что если узнать, что любит Физзи, то вы найдёте много общего и сможете прекрасно проводить время вместе. Физзи тебя любит, убежала она от того, что она не хотела сейчас так играть. Ей было неприятно и немного страшно от того, что ты так резко к ней подбежала. Она вообще любит играть только после того, как с ней поздороваются и дадут вкусняшку. Давай попробуем? - Давайте.
Подходим спокойно к Физзи, та бегает по кабинету, занимаясь своими делами.
- Оставись поближе к ней и позови ее по имени, и скажи "ко мне"! - Физзи, ко мне!
Физзи подходит, виляя хвостом, садится напротив.
- Теперь присядь и попроси "лапу" - Лапу!
Физзи даёт лапу. Они здороваются, Л. улыбается. Физзи ложится, задницей прижимаясь к ноге Л.
- Знаешь, что означает, что Физзи сейчас сделала? - Нет, не знаю. А что? - Так она показывает, что она полностью тебе доверяет и не боится. - То есть, мы с ней друзья? - Конечно!
Идём к моей сумке с инвентарем. Прошу Л. выбрать несколько игрушек, которыми бы она хотела поиграть с Физзи. Использую, конечно же одну хитрость - есть несколько игрушек, которые Физзи совсем не интересны и делаю так, что они попадают в эту подборку.
- Ты выбрала игрушки, в которые бы ты хотела поиграть. Что бы игра была хорошей, то тот, с кем ты хочешь играть, тоже хотел в это играть. Пойдем к Физзи и ты с ней "посовещаешься" и договоришься, во что вы будете играть. - А как я пойму? Собаки же не умеют разговаривать! - Я уверен, что вы сразу друг друга поймёте, вы же друзья.
Л. подходит к Физзи с четырьмя игрушками и по очереди предлагает каждую. На пулер Физзи сразу соглашается, на большой красный мяч и на набор доктора никак не реагирует (что очень ожидаемо), и с радостью соглашается на канат.
- Теперь вы можете классно вместе провести время в играх, которые вам интересны. Я думаю, что если даже с Физзи, которая не умеет говорить, вы сумели договориться, то с одноклассниками, тоже можно придумать что-то интересное для всех, а не только то, что интересно тебе. Согласна? - Думаю, да... - Попробуй договориться с подружками, возможно, что уже в первого раза можно будет что-то придумать. И если кто-то отказался во что-то играть, то это совсем не означает, что тебя не любят. Скорее всего, что это означает, что просто этот кто-то не хочет играть в предложенную игру или говорить на какую-то тему. Попробуешь? - Вы правда так думаете? - Я уверен.
Странно не давать собаке проявляться на занятии. Странно не давать ребёнку проявляться на занятиях. Чтобы произошло, если бы я как обычно дал команду Физзи "сидеть" и сам их "поздоровал" и "рулит весь процесс? Я бы дал иллюзию того, что в кабинете все прекрасно, а за стенами ее ждёт суровый мир, где Л. никто не любит и не понимает. С коммерческой точки зрения, конечно, это очень даже выгодно. Но по отношению к ребёнку и ее родителям - не честно.
Именно поэтому на "дрессированность" собаки во время тестирования я обращаю не очень много внимания. Мне главное понять как она "как собака", а остальному можно всегда научить.
Жду теперь, когда Л. придёт на занятия снова и расскажет о интересном совместном времени с подружками.