Существует ли что-то однозначное? Я так не считаю. Хочу поделиться с вами историей почти годичной давности.
Работа со страхом собак показала интересную тенденцию. Можно бояться чего угодно, это нормально. Другой вопрос, что скрыто в этом страхе.
И. прячется за маму, когда они приходят на занятия. Страх собак у И. мешает им посещать детский сад, дорога к которому лежит через парк. Собаки по утрам там на каждом шагу. Нередко приходится идти в обход парка, делая крюк в 15-20 минут, из-за этого опаздывая на завтрак.
- "Вообще, я тоже с детства боюсь собак, - начинает мама, настороженно глядя на Физзи, и добавила: - Всегда казалось, что они могут наброситься в любой момент, никогда не угадаешь".
Мама держит руку на плече у И.
- Будь аккуратен, смотри внимательно!
- А на что смотреть И. должен смотреть внимательно?
- Чтобы близко не подходила, и был аккуратен, если подойдёт!
- А чем эта осторожность и аккуратность может помочь? Чего именно вы боитесь?
- И. говорит, что когда он...
- Я спрашиваю про вас, а не про И. Чего боитесь именно вы? Вы понимаете к чему я веду? Откуда причины страха вашего сына?
Я прошу всех присесть, разместиться на ковриках. Физзи давно потеряла интерес к происходящему между нами. Нашла канат и лежит, грызет.
- И., ты боишься собак, и Физзи ты тоже боишься, я это понимаю. И тем не менее, если ты боишься, то это не означает, что что-то произойдёт плохое. Я обещаю, что здесь безопасно.
- Ага, понял.
- (обращаюсь к маме) Итак, ответьте же на мой вопрос - чего именно вы боитесь?
- Я много читала о нападениях собак. В детстве мама и мамины подружки много говорили о том, что кого-то укусили собаки. После этих рассказов всегда велели от собак держаться подальше.
- Правильно ли я понимаю, что вы сами никогда с этим лично не сталкивались?
- Нет, не сталкивалась. Всегда держалась подальше.
- Когда вы слышите фразу "Собака - друг человека", какие чувства вы испытываете?
- Никаких. Но я не согласна с этим.
- Почему? Вы считаете, что все собаки опасны? Давайте попробуем представить, что все собаки безопасны и дружелюбны, вы идете по парку, видите собаку с хозяином, движетесь им на встречу. Может даже останавливаетесь и просите погладить собаку. Что вы испытываете при этом?
- Я боюсь, что она внезапно огрызнется, укусит или набросится.
- Иного сценария вы не видите?
- Нет, не могу представить.
- (обращаюсь к И.) И., ты испытываешь и представляешь то же самое, что и твоя мама?
- Ну, типа того. Не знаю как сказать, просто представляю, что страшно.
- Я вам могу сейчас дать альтернативный сценарий. Хотите? Во время нашей состоявшейся обстоятельной беседы Физзи обошла нас вокруг несколько раз на расстоянии не более 40 см, увлеченная своими интересами. Ни с кем ничего не произошло. Просто мы все были увлечены беседой и вы об этом не думали. Кто-то из вас это заметил?
- (И.) Я видел, что собака ходит, но помнил, что вы сказали в начале. Не было сильно страшно.
- И. спасибо, что поделился. Балл тебе за наблюдательность. (обращаюсь к маме) А вы что скажете про это?
- Я, действительно, внимательно слушала и ничего не заметила.
- Вы согласны со мной, если я скажу, что ваша негативная установка имеет гораздо меньше оснований, чем есть на самом деле?
- Думаю, да...
Подведя итоги и составив план на ближайшие встречи, мы распрощались до следующей недели. На следующее занятие И. привел папа.
- У меня с детства всегда были собаки, собак очень люблю. Не заводили собак потому, что жена боится. Потом выяснилось и сын боится собак.
- Вас это расстраивает? Вы что-то пытались с этим сделать?
- Немного. Жену уговаривал. Говорил, когда заведем с щенка, она поймёт, что это не страшно. И. всегда говорю, что тут не чего бояться.
- В этот раз И. привели вы, не ваша жена, потому что она боится собак или есть иная причина?
- Да. Она сказала, что не хочет больше сюда приходить.
- Жаль. Скажу вам честно – я не вижу успешного разрешения ситуации со страхом собак у И., если один из членов семьи будет продолжать настраивать против собак или демонстрировать признаки опасности. Поговорите с ней на эту тему, я надеюсь, что она изменит свое решение.
Занятие проходит легко. Папа выполняет все инструкции, И. гораздо спокойнее реагирует на собаку и на происходящее на занятии. Папа подбадривает И., всячески поощряет успешные контакты. Я хвалю И. за продуктивную работу, благодарю папу за активное сотрудничество. Прощаемся.
На следующей неделе И. вновь с папой. Похоже, понимая мой вопрос и опережая его:
- С женой договориться не удалось. Смогли сойтись на том, что когда они с И. на улице будут встречать собаку, то жена не будет предостерегать его и предполагать фатальных сценариев.
- Я сделаю все от меня зависящее, чтобы помочь И. Вы, в свою очередь, должны понимать, что это лишь полу мера при решении проблемы. Родители для ребенка в этом возрасте – основной жизненный ориентир и ваши взгляды полярны. Я рекомендую прийти к какому-то общему согласию. Одно без другого вряд ли сработает в полной мере.
- Я вас понимаю. Буду дальше пробовать.
Предлагаю, чтобы И. пошел без папы, оба соглашаются. На занятии И. расслаблен. Работаю по привычному плану - разбираем сигналы и язык тела собаки, смотрим на разные проявления, даже пробуем совместные игры, и они получаются без проблем. Вижу серьезные изменения, но не понимаю, как они произошли.
- И. я вижу серьезные улучшения в отношении к собаке. Ты это тоже замечаешь? Расскажи, что изменилось?
- Я уже меньше боюсь. Точнее почти не боюсь уже даже!
- Очень рад за тебя! Что ты увидел нового в собаках что перестал бояться?
- Оказалось, что собаки добрые, с ними можно делать все, что угодно, а они ничего не сделают!
- Я не понимаю, о чем ты говоришь, можешь рассказать подробнее?
- Папа возил меня кататься на упряжках с хаски. Там их после этого разрешали гладить, даже разрешали на них посидеть верхом!
- Говорили, что можно забираться на спину собаке и сидеть так? Собака же не лошадь, она гораздо меньше и хрупкая. Например, если ты сядешь верхом на Физзи, она сломается. Я удивлен, что где-то разрешают кататься верхом на собаке.
- Сказали, что можно. Папа меня посадил верхом, и я сидел.
- Хорошо, что с собакой ничего не произошло. Я знаю много случаев, когда владельцы собак не совсем правильно с ними обращаются. Это тот случай, когда лучше знать, что на собаку верхом не нужно садиться, это может принести ей вред. Даже если хозяин собаки говорит, что все нормально и ничего не произойдет.
Занятие мы закончили прощанием с Физзи и вышли из кабинета. Я поблагодарил папу за продолжение сотрудничества даже вне занятий.
- Мне И. рассказал про вашу поездку к хаски. Я рад столь скорой перемене отношений с собаками у И. Но меня беспокоит каким образом это произошло. Я строю свои занятия через возможность увидеть и интерпретировать поведение собаки, а не через полную вседозволенность в обращении с ними.
- Я хочу показать И., что собаки безопасны, что их не стоит бояться. Я помню в детстве тоже забирался на наших собак.
- Хорошо, что у вас есть такой опыт и он закончился благополучно. Не все собаки такие. Есть собаки, которые не терпят даже малейшего намека на панибратство и реагируют на него. Я вижу свою задачу в том, чтобы сформировать адекватные реакции И. на различные проявления собаки, а не показать, что собаки милейшие и безобидные существа.
- Я вас понял. Буду это И. тоже объяснять.
Оказывается, это может быть так просто. От демонизации до святости всего пара-тройка занятий.
Спустя неделю события развиваются еще стремительнее. И., проходя мимо меня, врывается в кабинет с распростёртыми объятиями, решительно направляется к Физзи. Она от него отбегает, описывая небольшой круг, встает ближе к углу кабинета.
И. направляется к ней, с разгона садясь на колени, тянется ее обнять. Физзи, загнанная в угол, резким прыжком уходит от контакта, сбивая этим И. с ног.
- И., ты в порядке? Не ударился?
- Нет. Меня Физзи толкнула!
- И., знаешь, что сейчас происходило? Физзи спасалась от тебя. Она не привыкла, что на неё так сверху набрасываются. Мы с тобой на прошлом занятии учились подходить к собаке так, чтобы это было безопасно для тебя и для собаки. Ты про это забыл?
- Я по ней очень соскучился. Мне начало нравиться обниматься с собаками.
- Расскажешь про это?
- Я попросил, чтобы папа снова свозил меня к хаски. Я снова с ними обнимался, гладил. Но в этот раз не сидел на них. Хозяева хасок тоже сказали, что собак совсем можно не бояться!
- Ты говоришь «тоже», а кто так еще говорит?
- Папа.
- Я в какой-то мере согласен с твоим папой и хозяевами хаски, что собак не нужно бояться. Нужно знать одно, что не все собаки так реагируют. Каким-то собакам, например – как Физзи сейчас. Она сбежит, она не будет кусать, а какие-то собаки могут залаять или укусить. Не от того, что они злые, а от того, что им страшно.
- А как мне узнать, что собака любит, а что нет?
- Для этого мы знакомимся, общаемся, выясняем. Ты всегда сразу сможешь понять, что собака любит, а что не приемлет.
- Ага…
Занятие прошло. Прошло по плану, И. несколько растерял энтузиазм, но задания выполнял. Когда И. одевался, я подошёл к его папе.
- Как вы считаете, нам удалось прийти к совместной стратегии работы?
- Мы выработали свою! Мне она даже кажется эффективней, чем ваша.
- Почему вы тогда снова пришли ко мне на занятие?
- Я подумал, что пусть соберет опыт общения с максимально большим количеством собак.
- Я сегодня увидел поведение И., которое я бы не назвал улучшением или налаживанием. Я увидел новую сторону – агрессию, хоть и не открытую. Боюсь, что таким образом можно встретиться когда-то встретиться с ответом на нее.
- Мы подумаем об этом.
- Мы?
- Мы с инструкторами хаски.
- Хорошо.
Каждую собаку можно довести до проявления оборонительной реакции, даже самую ласковую и терпеливую. И можно без рукоприкладства и агрессии разойтись миром с самым злобным псом. Найти контакт с собакой, это не значит, что нужно быть отчаянным, стать опаснее чем ртуть и действовать на опережение. Это значит понимать ее. Обрести некоторую форму сотрудничества, даже если кратковременного.
На занятия И. больше не приходил.