Чтение с собаками. Так ли оно эффективно, как о нем говорят?
Чтение собакам или чтение с собаками.
Это первая федеральная программа США с участием собак-ассистентов, запущенная в конце 70х годов.
Основной принцип работы программы - дети читают, сидя рядом с собакой. Создаётся ощущение, что ребёнок читает собаке. В основе - создание доверительной, безоценочной среды, в которой ребёнок не только не теряет мотивацию к чтению от постоянных одёргиваний, поправлений, упрёков и т.д., а, напротив, получает дополнительный заряд, читая боагодарному слушателю.
Выглядит это мило. Но позволю себе придать сказочной картинке пару объективных реалий. Отмечу - объективных на мой взгляд.
❓ Под монотонное чтение ребёнка собака быстро засыпает, не выдавая в себе заинтересованного слушателя ❓ Нередко ребёнок отвлекается во время чтения на собаку, теряя нить сюжета или забывая, о чем прочитал ранее
Выходит, что направлена программа исключительно на улучшение техники чтения. Что, исходя из тезисов выше, тоже можно поставить под сомнение.
И так ли важна техника? Кто бы что мне не говорил, если у ребенка нет органических или психических аномалий развития, то он, находясь в учебной среде читать научится. У него просто нет выбора, даже если он будет этому сопротивляться. Быстро/медленно, с выражением/без выражения и т.д., это уже вопрос третьей степени.
Тексты нужны для передачи информации - только в этом их функция. Осмыслить, запомнить, в идеале - применить.
Ещё моя гипотеза в том, что дети теряют интерес к чтению не от того, что их демотивируют взрослые или окружение, а в том, что они не всегда понимают прочитанное, как следствие - не видят смысла в этом занятии. Для любого детского действия важна актуализация, т.е. ответ на вопрос: "Для чего я это делаю? Что мне это даст?".
Эффективность этой программы появляется только в тот момент, когда в процессе появляются элементы интерактива. Например - частичное проигрывание элементов сюжета после его прочтения ребенком. Или создание сюжетного антуража через декорации и наряды. Вот в этот момент происходит осмысление текста.
Что мы здесь приобретаем: ✅ Совместное чтение ✅ Эмоциональное раскрепощение ✅ Развитие мыслительной деятельности и фантазии ✅ Все ништяки сюжетно-ролевых игр, о которых писал ранее
Я не говорю, что типичная программа чтения с собаками плохая. Я лишь поднимаю вопрос о завышенной значимости программы с точки зрения эффективности развития ребёнка.
Знаю, много участников блога с этим работают. Приглашаю к обсуждению.